Пелла - над Иорданской долиной

Продолжаю рассказ про окрестности Ирбида. Теперь едем на запад.
Западная автостанция Ирбида оттого и зовётся ещё Долинной, что с неё ездят минибасы в Иорданскую долину. В том числе и в аль-Машари. 65 пиастров, 45 минут – и столько же, три четверти часа пришлось просидеть на автостанции в ожидании заполнения минибаса. Но тут сам виноват – не в 10-м же часу на автостанции появляться! 
Вообще, поездка в Пеллу с самого начала была не очень – проспал, забыл (единственный раз за всё путешествие!) паспорт в номере. А ведь на въезде в Иорданскую долину был блокпост, где лишний раз убедился в иорданском пофигизме. 
Показал завалявшееся в "подвале" рюкзака служебное удостоверение – красную корочку с золотыми буковками, разумеется, не имевшую надписей ни на каком ином языке, кроме русского. И прокатило – в Ливане бы такой фокус не прошёл! В Иордании же, как подметил, на блокпостах сколь-либо внимательно приглядываются только к документам молодых местных мужчин, одежда или борода которых свидетельствует о строгой приверженности исламу. 
После блокпоста дорога пошла на юг по Иорданской долине. Слева тянулись пустынные горы, справа – зелёные сады и поля, кое-где проглядывал и сам неширокий Иордан. Вылез из минибаса в самом начале большого грязного придорожного поселения, растянувшегося вдоль трассы – это и был аль-Машари. Сразу свернул налево, на круто взбиравшуюся в гору дорогу. Судя по путеводителям, по ней то же должны были ходить минибасы, но я их не видел.
2-километровый крутой подъём занял у меня с полчаса, слева были разбросаны домики современной деревни Табакат Фахл, с дороги открывались прекрасные виды вниз, на Иорданскую долину.
Правда, в такую жару у горизонта стояло марево, не позволявшее разглядеть что-то вдали. Пару раз пристали местные мальчишки – в отличие от сверстников из Петры, их познания в английском ограничивались одним словом – "Мани":) 
Наконец подъём перешёл из крутой стадии в пологую, справа начался забор из колючей проволоки, в котором имелись врата с будкой с охранником, из которых то и дело выезжали грузовики.
Меня это удивило – судя по карте, забор огораживал как-раз территорию Пеллы. Слева за проволочной оградкой имелись первые античные руины – так называемая Западная церковь.
Ещё минут десять ходьбы по дороге и вот она поворачивает направо и приводит к главному входу в Пеллу – открытому и бесплатному. 
Люди в этих местах жили давно, поселение упоминается ещё в египетских папирусах 13-го века до нашей эры. При Селевкидах тут был основан эллинистический город, названный Пеллой в честь македонской столицы. В 83 году до Р.Х. его захватил иудейский предводитель Александр Яннай, через 19 лет Помпей освободил Пеллу и включил в состав римского Декаполиса. 
Именно в Пеллу перебралась иерусалимская христианская община после иудейского восстания 70-х годов I века. Своего расцвета античная Пелла достигла в 5-6 веке, в 451 году стала центром епископства. А в 635 году около Пеллы произошло одно из крупнейших сражений между арабами и византийцами. В честь этой битвы победители-арабы переименовали город в Табакат Фахл. Но город это не спасло – серия землетрясений в 7-8 веках привели к его запустению.
От входа тропа круто спускается вниз, в зелёненькую долину между высокими холмами.
Наверху имеются какие-то омейядские руины и римские врата, а чуть западнее – старинное мусульманское кладбище с небольшой мечетью, табличка на которой сообщает, что построена она была в честь битвы при Фахле то ли в мамлюкское, то ли в раннеосманское время – то есть веке 14-16-м.
Внизу же великолепно видны самые впечатляющие руины Пеллы – так называемой Средней церкви 5-го века.
К ним и спустился.
Неподалеку - выемка в холме и какие-то камни, при виде которых сразу вспомнился Северный театр Гадары.
Вокруг, на склонах и вершинах окружающих холмов есть ещё целый ряд разных руин. Только вот особо не тянет их изучать. Дело не только в жаре. Как-то не сочетается любование историческим наследием со стройплощадкой:) 
А именно это сейчас и представляет Пелла – ходят люди, шумит техника, ездят грузовики. Причина обнаружилась, когда я прошёл на запад от церкви по долине – мощные насосы качали воду и зеленели поля за забором, под большим плакатом, извещавшим о совместном японско-иорданском проекте по орошению Табакат Фахла. 
Да уж, видно не все свои руины Иордания решила отстраивать – кое-что отдали и под народно-хозяйственные нужды. 
 Вышел я с территории через те самые ворота с охранником, спустился в аль-Машари, откуда за динар на студенческом микробасе без занков различия вернулся в Ирбид. Застопил его для меня владелец придорожной кафешки. 
Стило ли ездить в Пеллу? В общем, нет. Хотя руины Средней церкви и средневековая мечеть запомнились. И ещё одно наблюдение лингвистического толка. Утром, когда сказал хозяину гостиницы, что еду в Пеллу, он произнёс: "А… Белла…" Может и не обратил бы внимания, если бы до этого уже не слышал, как в Ирбиде название главной иорданской достопримечательности произносили как Бетра. Интересно, это такие особенности местного говора?

Комментариев нет:

Отправить комментарий