Петра – главная тропа

Перехожу к непосредственному рассказу об одном из семи чудес света современности – Петре. Начну с главной туристической тропы, по которой обычно водят тургруппы.
Начинается она от тикит-офиса и главного входа, где проверяют билеты. Там же стартует и бедуинский хассл:) И если рано утром вежливо предлагают "Мистер, хорс – 2 динара" и отстают после однократного "ноу", то вечером уже хватают за руки, суют визитки и чуть ли не силой пробуют усадить на этих самых хорсов.
От главного входа до плотины минут 7-8 неспешной ходьбы вниз по каменной дороге в широкой долине, зовущейся Баб-эс-Сик (Ворота в Сик). Где-то на полпути попадаются и первые набатейские штуки рубежа нашей эры – огромные обработанные каменюки (Камни Джиннов), о предназначении которых есть разные догадки, и Гробница Обелисков, воздвигнутая в том самом запоминающемся набатейско-коринфском стиле, что и наиболее известные постройки Петры.
В первый раз у них останавливался, а в последующие разы проходил мимо, даже не повернув голову – в самой Петре есть много чего гораздо более интересного. 
Дорога приводит к плотине (современной) с будкой турполис. Направо идёт путь в Вади Муслим (об этом в другой раз), прямо же начинается короткий пологий спуск к Сику. У его начала можно разглядеть остатки триумфальной арки, воздвигнутой в честь взятия города доблестным X легионом.
Сик - узкая (до 2-х метров) трещина в красно-коричневом нубийском песчанике (высотой 70-90 метров) длиной немногим более километра. При римлянах его вымостили камнем, и эта мостовая большей частью сохранилась.
Я проходил по Сику пять раз, и каждый раз он был разный.
Больше всего он понравился поздно вечером, когда даже бедуины угомонились и запоздалые путники – по одному или парами – возвращались домой. 
Идти в одиночестве по Сику, окрашенному в совершенно фантастические цвета лучами заходящего солнца, когда тишину нарушают только твои собственные шаги по древнеримской мостовой – это чувство не описать никакими словами и не передать никакими фотографиями!
Кое-где в Сике есть чахлые деревца, кое-где что-то набатейское, кое-где стоят вполне современные скамейки, даже с урнами.
Стоит приглядеться к стенам и увидеть канавки, по которым в Петру шла вода – римляне перекрыли эти канавки и заставили набатейцев сдаться.
Как ни восхитителен Сик, он не бесконечен и в узкой амбразуре его скал солнце (лучше восходящее) освещает самую известную постройку Петры – "Хазнат Фираун" (Казна Фараона), как прозвали её бедуины.
Её высота – 42 метра. Наверное, это гробница царя Ареты IV, построенная в I веке нашей эры. А может быть – гробница Ареты III, а может быть это вообще не гробница, а храм богини Тихе (её статуя имеется на фасаде). В общем, как и везде в Петре – масса теорий.
Площадь перед Казной практически всегда полна бедуинов и туристов, как иностранных, так и иорданских – семьями с детишками, маркерами пытающимися что-то написать на историческом наследии родной страны. К счастью, безуспешно – эти скалы и не таких варваров пережили. 
На этой же площади находится ряд других скальных гробниц без особых украшений, к некоторым из них можно подняться, но там ничего интересного нет. Ещё на этой площади в первый же вечер я столкнулся со старыми знакомыми - теми самыми итальянцами, подвозившими меня в Мадабу.
За ещё одним узким проходом от Казны начинается Фасадная улица, здесь расположено множество вырезанных в скалах гробниц (или домов, как считают некоторые), 44 из которых имеют отдельные фасады.
Направо идёт крутой подъём к Царским гробница, но по главной тропе идти прямо, ступая по розовому петровскому песку. Именно в этих местах наблюдается первая концентрация кафешек и сувенирных прилавков, окружённых мусорными бачками. Конечно, они (не бачки) встречаются в Петре повсюду, просто тут они идут впритык друг к другу. 
По правую руку идёт театр, построенный набатеями в первые годы нашей эры и позднее расширенный римлянами - совсем небольшое сооружение в скалах (по сравнению с театрами Аммана, Гадары или Джераша).
Вскоре за театром начинаются остатки мощённой римской улицы. Это Кардо Максимум античной Петры, построенная в начале II века нашей эры, при императоре Траяне. Минут через пять неспешной ходьбы она приводит в центр античной Петры.
Ещё минут десять от силы займёт спокойное продвижение по Кардо вдоль сухого русла вади по центру города. Тут практически всегда многолюдно, многоверблюдно и особенно многоишачно.
Через вади в нескольких местах перекинуты мостики, на правой стороне есть античные руины, но не сильно интересные. Вот эта груда камней – нимфей, вот эта – храм крылатых львов, а та – Большой дворец. Так на информационных табличках написано. 
Единственное действительно заслуживающее осмотра место на правой стороне хорошо заметно издалёка, по белой крыше навеса. Это раскопанная в 1990 году церковь конца V века. Расположена она на холме, минут пять надо подниматься по крутой каменистой тропке от вади.
Навес прикрывает наос (главное помещение) античной церкви с прекрасно сохранившимися мозаичными полами.
Под навесом приятно посидеть в полуденную жару на холодных каменных ступеньках алтаря. 
А вот на левой стороне Кардо – масса интересностей. Сначала идут обширные торговые ряды в несколько уровней, затем – такие же многоступенчатые руины Южного или Большого храма, поражающие своими масштабами. Возможно, это было главное святилище всего набатейского царства.
Построен он в I веке нашей эры, разрушен землетрясением 551 года. А вот какому богу в нём поклонялись, и был ли это вообще бог или богиня – об этом петраведы спорят.
Конец Кардо обозначают трехарочные врата. Да, верно – и об них то же спорят. Одни считают их Триумфальной аркой, построенной по случаю приезда римского императора, который так и не приехал, другие – вратами теменоса (священной храмовой территории). Теменоса храма Душары. 
Сам этот храм более известен под арабским названием Каср Бинт Фар'ун ("Дворец дочери фараона" – опять бедуинская фантазия) и лучше всего сохранился в центре Петры. Выглядит как большое прямоугольное здание высотой 25 метров, сложенное из блоков песчаника в I веке нашей эры.
За Каср Бинтом дорога сворачивает, пересекает вади широким мостом и вливается во вторую главную концентрацию кафешек, прилавков и "такси". Как-то сидел я после обеда в тенёчке у стены Каср-Бинта и мимо меня прошёл молодой араб из числа работавших в городе, бросил на ходу дежурное "Хэлло", и, удалившись за угол, достал из кармана платок, аккуратно расстелил его, снял ботинки и минут 10-ть истово молился. Вот чего меньше всего ожидаешь увидеть в Петре, так это проявления мусульманского благочестия. 
Над Каср Бинтом высятся гора Джебель аль-Хабис и более высокая Джебель Умм-аль-Бьяра. Туда и направимся в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий