Калаат-Самаан

Ну вот и добрался до него. Рассказ получился уж слишком эмоциональный, но что поделать, если так (как говорят нынче) вставило. "Место Силы" звучит избито, поэтому назову это по-другому. Калаат-Самаан – место перезагрузки.
Что же это такое? Это место, где свершал свой монашеский подвиг Святой Симеон Столпник (Стилит), один из величайших святых раннего христианства. К моменту своей смерти в 459 году он был, пожалуй, самым известным человеком на тогдашней Земле, и к нему приходили паломники даже из далёкой Британии – хотя путешествие по Европе эпохи распада Римской Империи было сродни современному путешествию по Сомали.
Вокруг колонны Св.Симеона византийский император Зенон в 491 году построил базилику Св.Симеона, бывшую до строительства константинопольской Софии самой большой церковью мира. В 7-м веке арабы было захватили это место, но византийцы его быстро вернули.
В 10-м веке комплекс на холме был обнесён крепостной стеной – отсюда и пошло арабское название этого место Калаат-Самаан (Крепость Симеона). Мусульмане правда в итоге захватили крепость, затем её заняли крестоносцы, потом их выбил Нур ад-Дин. В результате всех этих бурных событий к 13-му веку монастырь был заброшен.
 Путь в Калаат-Самаан начинается с городской автостанции Алеппо. Микробасы оттуда ходят в Даррет-Аззе – городок в 6 километрах от Калаат-Самаана. Стоят 20 фунтов, но водила сразу предложил паре иностранцев – мне и молодому новозеландцу-бэкпекеру Мэтту – доплатить по 200 фунтов, чтобы доехать до самого Калаата. Ладно, сбросили до 150-ти.
Дорога заняла чуть меньше часа, петляла по холмистой равнине то вниз, то вверх, среди возделываемых полей и посадок алеппской сосны. А за Даррет-Аззе уже круто вверх.
Сам Калаат-Саман расположен на вершине холма, в густом кольце алеппских сосен.
Довозят до самого тикит-офиса, рядом с которым – стоянка для турбасов. Открыт с 9-ти до 18-ти, 150 фунтов. К счастью, обитатели турбасов уже сидели в кафешке у тикит-офиса, так что наверху было тихо и спокойно.
Дорожка за входом ведёт наверх, где стоят щиты со схемами места и скамеечки в тенёчке. Всё чистенько, окультурено.
Сама базилика и основной монастырский комплекс – по правую руку. Точнее, это не одна базилика, а соборный храм уникальной структуры.
В центре его – восьмиугольная площадь с колонной Св.Симеона в центре, от которой по сторонам света расходятся базилики, причём восточная – длиннее остальных, что делает весь комплекс в плане похожим на крест.
Проходим внутрь через нартекс восточной базилики, сложенный из огромных блоков,
и проходим к площади, где лежит огромный камень – остаток колонны Св.Симеона.
До сих пор к нему приходят паломники.
Над камнем когда-то был деревянный купол, но его разрушило землетрясение 528 года и с тех пор его не восстанавливали. Само небо стало куполом этого храма.
По правую руку у нас та самая восточная базилика, самая большая из всех, с растительными орнаментами в апсиде.
За ней находятся руины многочисленных монастрыских помещений.
По левую руку от камня – западная базилика с террасой, с которой открываются потрясающие виды на окрестности.
Внизу – долина Африн, где прямо под горой находится Дейр Самаан - остатки античного города Теланиссы. А за долиной – горы на турецкой границе.
Ещё тут дуют сильнейшие ветры, так что покрепче натягивайте головные уборы. А ветры и правда сильные – вот во что превратили сравнительно недавно повешенный (судя по яркости цветов) сирийский флаг на подъёме к Калаат-Самаану -
Идём дальше на север, пройдя через северную базилику
какиее-то руины, примыкающие к ней
поднимаемся по тропе вверх среди деревьев, к небольшой кладбищенской часовенке, тут же рядом было монастырское кладбище.
За часовенкой можно по валяющимся плитам вскарабкаться на древнюю стену, с которой открываются прекрасные виды на весь комплекс.
Затем возвращаемся назад и идём уже на юг (или налево) от входа. Там находятся руины античной баптистерии, приспособленной для массовых крещений.
Справа от неё на склоне имеется древний хостел для пилигримов.
Провёл я в Калаат-Самаане часа два, бродя по руинам и уходить совершенно не хотелось. Чувства неописуемые!
Величие античности, переплетённого с величием древнего христианства и наполненной какой-то запредельной энергетикой, которая словно вливается в тебя, обеспечивая полную перезарядку внутренних батареек, которые у меня к Алеппо почти сели. Чувства из разряда тех, которые бесполезно пытаться словами описать. Намоленное место – так на Руси говорят.
Наверное, мне повезло и с посещением. С Мэттом мы поболтали по дороге – он, оказывается, бывал в России – 4 дня в Москве – и ему понравилось (надеюсь, это он не из вежливости сказал:)). На месте он довольно быстро обежал руины и смылся в направлении Дейр-Самаана – я видел его чёрную футболку, мелькавшую среди деревьев. 
Было несколько местных – оказывается, современные арабские христиане до сих пор приходят поклонится к камню Св.Симеона. Ещё я удачно угодил в "окно" между двумя волнами пакетников. Про первых уже писал, а вторую волну повстречал, идя на выход. 
У тикит-офиса остановилась сразу пара турбасов и из них вывалилась огромная франкогалдящая толпа. Честно, лишний раз пожалел братьев наших пакетных – как в такой толпе можно хоть что-то ощутить? 
В окрестностях Калаат-Самаана сохранилась и масса других мест. Вниз от тикит-офиса ведёт современная дорога, проложенная на месте древней Виа Сакра (Дороги паломников). 
Спустившись по ней, можно свернуть направо и прийти к Дейр-Самаану. А можно пройти прямо, мимо деревенских полей и свернуть на тропу направо – пара километров до Катуры – античных развалин на вершине холма. 
Только вот мне после Калаат-Самаана уже никуда не хотелось – на дороге меня подобрал Закария, про которого упомянул в очерке об Алеппо, отвозивший на своём микробасе группу арабских богомольцев, и отвёз назад, на городскую автостанцию Алеппо. 
Вывод – если вас занесёт в Алеппо и вообще в Северную Сирию, и у вас будет возможность посетить одну-единственную местную достопримечательность, это ДОЛЖЕН БЫТЬ Калаат-Самаан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий