Агра – город на Ямуне

Из Гвалиора продолжаю свой путь в Агру.
Сперва выскажу IMHO. В последнее время замечено поветрие приезжать в Агру на день из Дели/Джайпура – посмотреть Тадж и назад. Тенденция эта крайне ошибочная – во-первых, в Агре есть что и кроме Таджа смотреть. А во-вторых и в главных – Тадж надо смотреть на рассвете. А это подразумевает ночёвку в Агре. 
В Агру ехал из Гвалиора, около 3 часов, 90 рупий. Бас высадил меня на циркле с конной статуей Шах Джахана у Красного форта, прямо под указателем "Тадж-Махал – 1,5".
И я зашагал в указанном направлении, немного срезав дорогу через парк.
Агра расположена в 203 километрах южнее Дели, население – миллион 300 тысяч.
Впервые поселение на берегу Ямуны упоминается в 1080 г. В 1501-м делийский султан Сикандер Лоди перенёс сюда свою столицу. Затем Агра стала столицей Великих Моголов (хотя периодически они её ещё куда-нибудь переносили) – Бабура, Акбара, Джахангира, Шах Джахана. Сын последнего, Аурангзеб в 1658-м окончательно перенёс столицу из Агры в Дели. Западные путешественники описывали столичную Агру как "волшебный город с широкими улицами и высокими зданиями". 
При распаде Империи во второй половине XVIII века городом овладели джаты, потом маратхи, в 1803-м захватили британцы. Город был одним из центров восстания сипаев. В Британской Индии он снова была столицей – Северо-западных провинций и Ауда. Но в 1877-м снова перестал с переносом столицы в Аллахабад. В Индии независимой Агра стала большим промышленным центром, что обеспечивает любование её достопримечательностями сквозь дымку смога.
Ямуна Кинара Роад (бывший Стрэнд) тянется на многие километры вдоль правого берега Ямуны и только при подходу к Таджу отворачивает от реки, растворяясь в узеньких кривых улочках Таджганджа – квартала южнее Таджа, чья история начинается с поселения тут 20 тысяч строивших Тадж "узбеков" (кстати, в шутке только доля шутки – немалая часть строителей и правда было из Средней Азии).
Движение транспорта в прилегающих к Таджу районах теоретически запрещено – так что к самим воротам могут подъезжать только велорикши (как обычные, так и с электромоторчиками) да особые моторикши белого цвета с зелёной полосой (на биотопливе). 
На практике мимо Таджа во всю носятся местные мотоциклисты, и имеют привычку проезжать разные "членовозы" с мигалками, а уж по улочкам Таджганджа ездят все. 

На циркле по пути к западным вратам Таджа, где обычно разгружаются турбасы, всегда наблюдается обилие тружеников местной туриндустрии – водителей верблюдов и лошадиных повозок, рикшевозов, стоящих и бродящих торговцев сувенирами (один всё же всучил брелок с Таджем за 5 рупий), разных лоточников. 
Хассл тут не хуже кхаджурахийского, а цены совершенно дикие – бутылка воды за 30 рупий!
Многочисленные отельчики сосредоточены на улочке, ведущей на юг от западных врат Таджа, а также на Тадж Роад – главной улице Таджганджа южнее самого комплекса. 

Поселился в одном из них, "Сиддхартха" в паре-тройке минут ходьбы от западных врат – большой номер на 1-м этаже с басрумом, телевизором, вентилятором и кулером стоил 500 рупий (на 2-м были меньше и дешевле). 
Вода только холодная – то есть большую часть дня летом она горячая. Электричество, как и положено, отключается регулярно. Выход во внутренний дворик с ресторанчиком – кстати, единственное место в Индии, где питался в отельном рестике. 
Острый томатный супчик за 50 рупий. Как-то даже стакан горячего молока заказал, принесли, как положено, с солонкой и перечницей – ну не понимают индусы, как можно не солить и не перчить. 
 
Всё необходимое для жизни имеется на Тадж Роад – масса лавчонок, забегаловок, телефонных будок и прочего. Кстати, цены тут уже вполне нормальные, манговый коктейль за 20 рупий. 
Есть и Интернетни, правда не во всех был USB. 40 рупий/час, скорость средняя. 
А вот полосатыми арбузами (40 рупий средний) торговали на обочины Кинары, рядом с памятником Шах Джахану.
С транспортной сетью в Агре не очень. 
Главный автовокзал находится в западной части города, противоположной от Таджа. Неподалёку и главный железнодорожный вокзал Агра Кантифф. 
К счастью, в Агре не один ж/д вокзал, и даже не два. Три только основных – ещё Раджа Ки Манди на севере города и требуемый Агра Форт.
Небольшая уютная станция через дорогу от Красного форта, на которой не принято ночевать. С неё и уезжал в Джайпур. 
Ещё с платформы железнодорожной станции Агра Форт открываются лучшие виды на одну из местных достопримечательностей – Джама Масджид.
Главная мечеть столицы Великих Моголов была построена в 1648-м старшей дочерью Шах Джахана и Мумтаз Махал, Джаханнарой.
Выглядит она сейчас не очень – минарет рухнул в 1980-е. Сейчас во всю идёт ремонт, гремит строительная техника,
даже кафедра имама вынесен во внутренний дворик, в котором ужасно пыльно.
Окружает Джама Масджид Киннари Базар – старинный торговый район Агры с узенькими улочкам, на которых стада коров успешно создают жуткие пробки.
Закончу на сегодня тоже Таджем. Западнее комплекса есть большой парк с сухими деревьями,
за которым гаты на Ямуне, где кремируют усопших. Ямуна ведь священная река для индуистов, уступающая только Ганге.
Подобно ей в Ямуне тоже много всякого мусора плавает, да ещё она и заметно обмелела в жаркий сезон. Лучше идти по улочке вдоль восточной стены Тадж-Махала,
выводящей прямо на берег, где лодочники предлагают свои услуги по переправе.
Рядом есть индуистский храмик с гатами, но на них ничего не сжигают. Вечерами сюда индийцы семьями
приходят (а некоторые приезжают кортежами) любоваться Ямуной
и Таджем.
Пожалуй, именно отсюда открывается лучший вид на Тадж из-за пределов комплекса.
Особенно на закате.
В следующий раз познакомимся с Таджем поближе

Комментариев нет:

Отправить комментарий