Конарк, храм Солнца

Завершаю рассказы об Ориссе самой известной достопримечательностью штата, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – храмовом комплексе Конарк (или Конарак).
С хаотичной бас-стейшен на Грэнд Роад в Пури до пяти вечера регулярно бегают минибасики в Конарк. Точнее, бегают они куда-то восточнее, но через Конарк. Ходят по заполнению, по утрам заполняются просто мгновенно – когда студентов подвозят в пару колледжей по дороге. 
Ехать около часа, дорога довольно живописна. Три моста через полноводные реки, много зелени, на последнем участке шоссе идёт вдоль берега океана. Проезд стоит 20 рупий (с выпиской билета) и 17 рупий (без билета – это когда водила на пару с кондуктором "левые" рейсы делают). 

Храмовый комплекс, посвящённый богу Солнца Сурье, был возведён в Конарке царём Нарасимхадевой I из династии Восточных Гангов в конце XIII века, в честь победы над мусульманскими захватчиками. 
Располагался он тогда на берегу океана, там его и увидели во всей красе в начале XVI века португальские мореплаватели, прозвав "Чёрной пагодой". Но во второй половине того же века комплекс был разграблен Великими Моголами, в том числе сняли и медь с куполов храма. После этого место пришло в упадок, океан ушёл от храма, территория зарастала, местные потихоньку растаскивали дармовой стройматериал на сувениры собственные нужды. 
 В 1837-м комплекс посетил и зарисовал британец Джеймс Фергюссон, за ним последовали другие туристы, продолжая растаскивать храм, так что ныне скульптуры из Конарка можно найти в музеях Лондона, Дели и Колкаты. 
Консервационно-реконструкционные работы с раскопками и расчисткой территории начались в декабре 1900-го, вялотекуще продолжаются и по сей день.
Минибас останавливается на центральном перекрёстке современного Конарка – самого заурядного индийского городка. 
От перекрёстка есть прямой проход к главному ходу, отчего-то не показанный на карте в "ЛП". А по карте надо пройти метров 300, дважды сворачивая налево. После второго поворота иду уже вдоль забора из колючей проволоки, ограждающего территорию. 
Его украшают вот такие вот урны в форме разных кавайных зверюшек – кенгурушек, слоников, кошечек и пр.
Концентрация сувенирных лотков и вольно-бродящих торговцев оными сувенирами постепенно нарастает. Кстати, ничего такого уникального они тут не продают – всё то же можно купить в Пури. 
У самого входа уже пристают гиды с фотографами, есть ещё нищие и попрошайничающие жрецы. В общем, всё как у людей.
Комплекс открыт от рассвета до заката, вход для иностранцев – 250 рупий. 
Прежде чем войти на саму территорию комплекса, стоит прогуляться направо. Пройти по стене ради панорамных видов храма –
Среди абрикосовых деревьев, под которыми раскиданы разные древние каменюки. 
В одном месте можно разглядеть и остатки древней дороги, когда-то ведшей к храму из столицы Восточных Гангов.
Возвращаемся к главному входу. Сразу за ним будет бхога-мандапа, лестницу на которую сторожат два колосса – львы-на-слоне.
Верхняя платформа с массивными колоннами, украшенными резной скульптурой, возможно, была нритьей-мандапой (танцевальным залом) для ритуальных танцев – такое предположение сделано из-за её сходства с аналогичным сооружением в комплексе бхубанешварского Лингараджа.
С платформы хорошо виден и главный храм.
Выполнен он в традиционном орисском стиле, но если портик-джагамохана сохранился в целостности, то башня-деул рухнула более века назад (Фергюссон её ещё целой застал). Платформа храма представляет собой колесницу бога Солнца.
Из каменных лошадей, тянувших эту колесницу, более-менее сохранилась только одна.
А вот громадные резные колёса, самый запоминающийся элемент декора храма, сохранились хорошо –
Прежде чем подняться наверх, лучше обойти храм снизу – с колёсами и разной резной скульптурой.
Поблизости ещё кое-что есть. Та серия чёрных блоков правее бхога-мандапы – остатки громадной храмовой столовой-кантины, обслуживавшей во времена расцвета храма тысячи паломников.
Севернее и южнее главного храма – платформы с парами колоссов.
На севере – ездовые слоны
На юге – вздыбленные кони, удерживаемые воинами.
Раньше они стояли у самого храма, но в ходе реставрации были перенесены на отдельные платформы. Ну и львы-на-слонах тогда же переехали на нынешнее место. 
Сторон света у нас четыре, значит и зверей должно быть четыре пары. Где ещё одна? А она на платформе у северо-западного угла храма. Какие-то странные бронированные создания, про которые почему-то ни слова нет в книге Археологической службы Индии по Конарку.
Как и про растущий рядом древний баньян за каменным забором, в тени которого можно передохнуть на скамеечках.
Юго-западнее главного храма находится Майядеви-мандир – остатки храма в честь супруги Сурьи, богини тени (археологи не совсем уверены и предпочитают называть его храм № 2).
Платформа с остатками портика с резной скульптурой.
Невелик, но обилен скульптурой -
Есть и статуя самой Майядеви из зелёного хлорита -
Правда от некоторых остались только ниши -
Ещё дальше на юго-запад будет храм № 3 (Вайшнава-мандир). Остатки этого маленького храмика из громадных блоков раскопали только в 1956-м. Судя по всему, построен он был гораздо раньше основных сооружений комплекса.
Возвращаюсь к храму № 1.
Снова обхожу платформу,
резная скульптура на которой изображает музыкантов, танцовщиц, животных, батальные и эротические сцены.
Помимо колёс -
По массивной лестнице от бхога-мандапы поднимаюсь к главным восточным вратам храм, давно заложенным камнями.
От них иду вдоль стен джагомоханы со всё той же резной скульптурой.
Кстати, самые заметные эротические сцены – где-то посредине джагомаханы, индусы там дружно останавливались и пальцами указывали.
За джагомоханой – громадная куча камней рухнувшего деула, частично в лесах.
С западной стороны над ним возвышаются три ниши над маленькими дверцами с разными статуями. Средний – Сурья из зелёного хлорита, в сапогах для верховой езды.
На неспешный осмотр комплекса ушло около полутора часов, в сопровождении толп индийских туристов.
Обратно всё просто – отбившись от торговцев сувенирами, вернулся на перекрёсток, присел попить чайку в одной из лавочек, минут через пять на перекрёстке притормозил минибас, направлявшийся в Пури. 
В Пури, как оказалось, можно и не доезжать до Грэнд Роад – минибас, в который по дороге набились возвращавшиеся студенты, въезжает в город по той самой Си-Ти Роад, так что вышел у самого гестхауза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий