Колката – Хоура

Из Ориссы путь мой лежал в один из четырёх мегалополисов Индии - Колкату (по-старому - Калькутта).
Современная Большая Колката представляет собой городскую агломерацию площадью полторы тысячи квадратных километров, в которую давно слились 72 города и 327 посёлков и деревень. Население – 14,7 миллионов, 77 % - индусы, 20 % - мусульмане, есть ещё общины христиан и джайнов. 1/3 населения – трудовые мигранты из других штатов Индии. 80 % населения грамотны. 

Колката в узком смысле – историческое ядро этой агломерации на восточном берегу реки Хугли. 
Напротив неё, на другом берегу – город Хоура. Именно в Хоуре расположен главный железнодорожный вокзал Колкаты, на который я приехал из Пури и с которого уехал в Бихар.
Грандиозное здание Хоурского вокзала было построено в 1906 году (архитектор – Х.Риккардо), и является последним сооружением той эпохи, когда Колката была столицей Британской Индии. 
Сказать, что он большой – ничего не сказать. Он просто колоссальный, три десятка путей, два десятка выходов, масса надземных и подземных переходов. Толпы народа и множество полиции, из-за которой нищие не так досаждают, как на других индийских вокзалах. 
При этом многолюдии на вокзале довольно чисто (для Индии) – уборщиков тоже толпы. 
Со стороны вокзал производит величественное впечатление. Хотя по-настоящему его можно разглядеть только с реки. 
Севернее вокзала через Хугли перекинут один из символов Колкаты - Хоурский мост (официальное название – Рабиндра Сету).
Мост длинной 705 метров англичане построили в 1943 году (архитектор – Хуберт Ширли-Смит). Ныне он считается мировым рекордсменом по трафику – в часы пик его пересекает ежечасно 100 тысяч человек. Кстати, официально мост фотографировать нельзя:) 
От вокзала до места, где я жил – не более пары минут ходьбы. Выхожу с вокзала и иду на запад, перехожу дорогу у чей-то статуи к обшарпанном старинному многоэтажному зданию 1890 года постройки, сворачиваю за его угол и захожу во внутренний двор – у ворот там обычно тусуется пара охранников. 
Именно тут находится "Хоура хотел". Чистые евроремонтные АС-румы на 2-м этаже стоят 750 рупий. Я взял "нон-АС рум" на 3-м этаже. Высоченный потолок, парочка вентиляторов, древний телевизор, тёмный басрум, 350 рупий. Дверь номера выходила на галерею, с которой открывался вот такой вот городской вид.
В общем, всё нормально, свет гас по 2-3 раза за вечер, но ненадолго.
Постояльцы – большей частью индийцы, пару раз сталкивался с японцами. Всё нужное для жизни находится в этом же здании. 
Вдоль фасада – несколько кантин, зазывалы из которых завсегда старались выловить. Подходящее место для завтрака (рупий 30), обычная индийская ведж-еда, меню латиницей нарисовано на стене. Да, в одной из этих кантин готовили великолепную алу-пароту. 
Тут же, на ближнем к вокзалу углу – лавка спиртного, у решётки которой постоянно была толчея, бутылка (0,65) местно пива "Палоп" стоила 50 рупий. 
На противоположном углу здания временами околачивался мужичок на велосипеде с кокосами, 15 рупий. 
Дальше, по сторонам ворот во двор, расположены лавчонки с разными промтоварами, сладостями и прочим.
Если пройти дальше по улице, то обнаруживается действующая церковь Богородицы 1831 года постройки.
Где-то рядом точно есть и мечеть, ибо слышал азаны. 
Дальше – оживлённая магистраль на Хоурский мост, на которой – более современного типа магазинчики, в том числе офисы сотовых операторов. 
С другой стороны здания отеля, прямо напротив вокзала, расположена местная городская автостанцией, с которой постоянно отправляются народные басы в разные уголки Большой Колкаты.
Совмещена она с плодо-овощным базарчиком, так что грязи по колено. На выходе из подземного перехода с вокзала торгуют манговыми коктейлями по 10 рупий. 
Вот и повод начать разговор о Колкатском транспорте. Чуть ли не половину трафика в центре Колкаты составляют жёлтые такси-"Амбассадоры" и городские автобусы. 
Кстати, отметил такую деталь – в центре Колкаты преобладают такси, авторикш с зелёными крышами очень мало, а велорикш вообще не видел. 
А вот в Хоуре наоборот – всё забито авто- и велорикшами, такси кучкуются только у железнодорожного вокзала. Кстати, на Хоурском вокзале есть и будки препэйд-такси.
Но я ни на такси ни на рикшах в Колкате не ездил. Ибо в этом городе имеется очень хорошая сеть городских автобусов (государственных, разумеется). 
Маршрутов много, ходят часто – зачастую просто толпами. Благо на улицах Колкаты зелёной полосой отмечена "бас лайн", за соблюдением которой следят многочисленные полицейские в белых рубашках. 
В центре иногда попадались современные басы со световыми табло. Но в подавляющем большинстве – простые народные автобусы с жёсткими сиденьями. 
Номер и основные пункты маршрута нарисованы на самом автобусе латиницей, проезд стоит 6 рупий, плата кондуктору в салоне, посадка и высадка по требованию. Кондуктор обычно висит в задней двери и выкрикивает, куда едем. Он же даёт команды водителю хлопками ладони по обшивке: один хлопок – остановись, два – поехали.
С Хоурской автостанции автобусы 55А и 59 ходят на Эспланад, а 46 и 51 – до Белур Мата. С Эспланад до Белур Мата можно доехать на 54-м автобусе. 

Белур Мат – штаб-квартира миссии Рамакришны, одной из самых знаменитых неоиндуистских организаций, созданной в результате деятельности Рамакришны и Вивекананды в конце XIX века. Сам Белур Мат основал Свами Вивекананда в 1899 году. 
На автобусе от Хоуры ехать минут 40-к. Высаживают у арки, за которой дорога спускается к Хугли.
Сначала там стоят торговцы разными штуками, кокосы тоже есть (15 фунтов). Тут же есть здания нескольких учебных заведений организации. Ну и нищие разумеется. 
Затем – вход на территорию самой миссии. Фоток будет мало – по всей территории висят знаки "Ноу фото" и бродят многочисленные охранники, внимательно следя за "белыми обезьянами" и решительными окриками пресекая любую попытку достать камеру. 
Слева от входа находится музей организации, вход – 5 рупий, разуваться у входа. Индусы обычно оставляют обувь у порога, мне позволили разуться в ящичек у тикит-столика. 
Внутри – довольно любопытная композиция по истории движения.
Несмотря на повсюду висящие таблички "Донт тач", многие индусы украдкой протягивали руки через оградку, чтобы коснутся предметов, принадлежавших великим святым. 
После музея – самая территория, вот её схема.
Всё чисто прибрано, толпы индусов. 
Главный храм, построенный в 1938 году, представляет собой смесь индуистских, христианских и мусульманских традиций. Ведь Рамакришна и Вивекананда проповедовали новую всеобщую религию. 
Дальше по берегу Хоуры – ряд более мелких храмов, между ними – гаты с вывеской "Не стирать", индусы там массово окунались. 
У храма Вивекананды за забором растёт дерево, под которым тот любил медитировать. Индусы просто облепили забор, чтобы коснутся его ствола. 
В общем, такой вот современный религиозный центр. От Белур Мата я спустился на небольшую пристань на реке Хугли.
О ней и поговорим в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий