Колката – Хугли-река

Почти все великие города мира лежат (или раскидываются) по берегам рек/морей/океанов. Колката не исключение.
Большая Колката раскинулась на обеих берегах Хугли – одного из рукавов, которым Ганг впадает в океан. Ширина Хугли в центре Колкаты достигает полукилометра – примерно как Волга в центре Волгограда. Правда воды заметно больше. Воды какого-то запредельно грязного цвета. 
Начнём знакомство с Хугли там, где остановились в прошлый раз – пристани за Белур Матом. Напротив видна громадина промышленного комбината.
С пристани отправляются длинные мотолодки до храма Кали в Дакшинешваре на другом берегу – места, где начал своё служение Рамакришна. Ходят по заполнению, в воскресенье оно осуществляется довольно быстро, 7 рупий – платить до отплытия. Но это скорее экзотика. 
Обычный водный транспорт Колкаты – такие вот речные трамвайчики, регулярно курсирующие между Хоурой и центром Колкаты.
Хоурская пристань находится прямо за зданием железнодорожного вокзала. Я обычно ходил напрямую через вокзал, используя пару подземных переходов. Указатели имеются. 
Билеты покупаются в кассах слева от входа – 4 рупии. Проверяют билеты на выходе, так что можно за четыре рупии кататься по Хугли хоть весь день. А именно, с 8 утра до 8 вечера, с понедельника по субботу. Воскресенье – выходной. 
На 1 мая пристань, как и всё в Колкате, украсили красные серпасто-молоткастые флажки.
На другом берегу Хугли, в центре Колкаты находятся 4-ре пристани-гаты. Сверху-вниз – Армениан, Фэйри, Биш Джун и Бабу. 
Трамвайчики ходят по трём маршрутам: Хоура-Армениан Гат, Хоура-Биш Джун Гат и Хоура-Фэйри Гат-Бабу Гат.
Последним я обычно и пользовался. Если надо прямо в центр – выходил на Фэйри, если на Майдан – то на конечной. 
С Биш Джуна удобнее ходить в торгово-деловые места южнее ББД, ну и в церковь Сент-Джон. С Армениан – к армянской церкви и синагогам.
Маршрут написан на желтой таблички сверху в середине кораблика. Какая у них человекоподъёмность – без понятия.
Сколько народу влезет – столько и поплывёт, так что порой бывало тесновато. А уж погрузка-выгрузка… Ещё не успели пришвартоваться, а наиболее нетерпеливые уже перепрыгивают в обеих направлениях.
А затем начинают движение навстречу друг другу два мощных людских потока. Зачастую приходилось работать локтями, чтобы пробиться "против течения". Но, несмотря на такой хаос, погрузка-выгрузка происходит быстро – так же быстро толпа проходит через пару контролёров на выходе. 
На борту можно посидеть на железных лавках, но не сидеть же я сюда приехал? Хотя, ежели сильно утомились после дневных походов, можно и присесть. Но тут уж надо проявлять проворство. Благо, уступать места старикам/инвалидам/женщинам с детьми/белым обезьянам в Индии не принято. 
Уж если проявлять проворство, то лучше постараться и занять лучшее место у перил на носу или корме кораблика. Хотя на корме сильно воняет и жарко из раскрытой двери машинного отделения.
Само плавание до Бабу Гата занимает не более четверти часа. Вниз по течению виден другой мост через Хугли – Видьясагар Сету, открытый в 1992-м. Длинной 457 метров, он является крупнейшим в Азии и 3-м в мире вантовым мостом.
Вообще-то, его строили, чтобы разгрузить Рабиндра Сету. По Хоурскому мосту это незаметно. 
А дело в том, что по мосту Видьясагар запрещено ходить пешком, а для транспорта установлена плата в 10 рупий. В итоге ежедневно по Видьясагару ездит столько же машин, сколько по Рабиндре за час. Да и те большей частью бесплатно – полиция и прочие "слуги народа". 
 На Хоурском берегу ничего интересного, кроме вокзала, не видно. Южнее идёт обширная промышленная зона. 
В Колкате видны громадные постройки разных эпох, из которых выделяются здания Восточной железной дороги, Корабельной корпорации и Госбанка Индии.
Перед Госбанком на берегу находится вот такой белый домик-ресторан Флотель. А за Бабу Гат видны уже осветительные мачты "Эден Гардена".
По субботам трамвайчики ходят только по линии Фэйри-Бабу. 
Зато по субботам есть рейсы вверх по течению. Я на такой кораблик – на пару с неплохо говорившим по-русски финном-фотографом – угодил совершенно случайно. Мы оба не удосужились прочитать вывеску на кораблике и очень удивились, когда поплыли в противоположном направление.
Ничего, получилась любопытная часовая прогулка вверх по Хугли, с проходом под Хоурским мостом.
Кораблик тут идёт до Багбазар Гат, с несколькими промежуточными остановками. 
Берег Колкаты на этом маршруте гораздо менее урбанизирован, местами уже напоминая настоящую традиционную Индию, с гатами и храмиками в окружении зелени деревьев.
На самом Багбазаре эта идиллия кончается – видна громада Западнобенгальской государственной промышленной компании. Собственно Багбазар и является границей города Колката в узком понимании (Колката-сити).
Дальше вверх по течению на север виден уже промышленный комбинат – тот же, что напротив Белур Мата.
Вечером из центра Колкаты я обычно возвращался, когда уже темнело.
У входа на Бабу Гат сидела позитивная тётушка с кукурузой. Ну почему индусы так любят гриль? И кукурузу тоже на нём готовят, хотя даже арабы её варят:) 5 рупий и 5 минут ожидания, обычно кукуруза слегка пригорала, тётушка сначала обтирала гарь листком початка, другим листом натирала кукурузину солью и вручала горячий плод мне в третьем листке.
Присев на корме, я и жевал его на обратном пути, наблюдая огни Колкаты. В следующий раз - об историческом центре города.

Комментариев нет:

Отправить комментарий