Кхаджурахо – восточная группа храмов

Продолжаю рассказ о храмах Кхаджурахо.
Теперь направляюсь по Джайн Тэпл Роад на восток. К восточной группе храмов, разбросанной по большой территории. 
Первым будет спрятавшийся среди построек севернее улицы небольшой чёрный храм Ханумана (920-е годы постройки).
С 1-го циркла иду прямо на восток, в Старую деревню на берегу Кхаджур Сагар – правда этот пруд высох уже давно.
Первым на пути будет храм Шивы, в путеводителях часто ошибочно именуемый храмом Брахмы (около 900 года постройки). Он стоял без забора и весь в лесах, по которым ползали рабочие.
Дальше просёлок выводит к храму Джавари, построенному в самом конце XI века.
С запоминающимся входным портиком -
Наконец, на самой окраине деревни, в окружении обычных пейзажей сельской Индии,
в чистом поле высится за забором храм Ваманы (3-я четверть XI века),
украшенный скульптура богов и апсар.
Назад возвращаюсь через Старую деревню, где идёт обычная деревенская жизнь, даже к туристам не особо пристают.
Со 2-го циркла, где стоит Ганди, идём на юго-запад, до 3-го циркла. С него можно сходить на север, к симпатичному джайнскому храму Гхантай (конец X века).
Перед ним будет и павильон с колоннами -
Идя на восток, выходим к входным вратам джайнской группы восточных храмов Кхаджурахо.
У входа продают билеты за 5 рупий. В стоимость входит и находящийся тут же, у забора Музей джайнской скульптуры.
Музейчик небольшой, но очень интересный, масса раскопанных в окрестностях статуй, а главное – можно фоткать свободно.
Есть и статуи всех 24-х тиртханкаров джайнизма.
И прочие персонажи -
За забором будет настоящий джайнский городок с лавочками с культовой продукцией и множеством современных белых храмов, сделанных в подражание древним. Только без скульптуры.
Главный тут храм Шантинатх (1020-е годы), действующий и весь белый.
Эта самая белая штукатурка с начала XX века и закрывает скульптурные фризы – только в одном месте сзади есть участок, где штукатурка была снята и можно увидеть древние скульптуры.
Да слоники древние у входа стоят -
Севернее будет пара аутентичных храмов – сначала большой Паршванатх (3-я четверть X века),
с неплохо сохранившимся входным портиком -
Затем более маленький Адинатх.
К Адинатху сделан современный пристрой, внутри в святилище стоит статуя одноименного 1-го тиртханкары джайнизма.
А в остальном джайнские храмы от индуистских ничем не отличаются, скульптуры там такие же стоят.
Видимо, в столице Чанделов жила богатая и процветающая джайнская община. 
В следующий раз схожу с 3-го циркла на юг – к южной группе храмов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий