Бодгая – Махабодхи Махавихара

Сегодня – рассказ про главное место паломничества в Бодгае.

Дорога к главной достопримечательности Бодгаи идёт через ряды торговцев разными буддистскими вещами, мальчишек, зазывающих в школы, и мотоциклистов, предлагающих забесплатно (ага, знаем мы этот трюк) съездить в деревушку Суджата на другом берегу – Суджатой звали крестьянскую дочь, которая накормила Будду, точнее ещё Сиддхарту Гаутаму, после чего он и решил сидеть под деревом до победного. 
Ещё можно через закрытые северные ворота бросить первый взгляд на Олений парк с храмом.
В отличие от посещённого в 2009-м иорданского Места крещения, вход в Махабодхи бесплатен. 
Открыт с 5 до 21 часа. Но надо платить за фотографирование 20 рупий. 

Разумеется, у входа на территорию разуваются – местные обычно оставляют обувь прямо на полу, но иностранцам предлагаю ячейки – 10-рупийный бакшиш служителю подразумевается. 
Основные тропинки регулярно моют, так что ходить в носках нормально. Но вот на боковых платформах довольно пыльно.
Храм Махабодхи был заложен Ашокой в III веке до нашей эры, окончательный вид приобрёл в VI веке уже нашей эры, после ряда перестроек. 
В XII веке разрушен мусульманскими завоевателями, в XIV веке восстановлен бирманскими царями. Но вскоре был окончательно заброшен. 
В XVI веке место было обнаружено и приватизировано индуистами в качестве храма Шивы. Эту байку они и рассказали в начале XIX века пришедшим сюда британцам. 
Храм снова спасли бирманцы – по их инициативе колонизаторы признали его буддийским и в 1880-1882 годах отреставрировали под руководством сэра Александра Каннингхэма, главы археологической службы Британской Индии. 
Судебная тяжба за храм между Обществом Махабодхи и шиваистским ашрамом Маханта продолжалась шесть десятилетий, и только в 1949 году храм был окончательно передан Обществу Махабодхи. 

С восточной лестницы открывается канонический вид на 54-метровую пирамиду Махабодхи Махавихары -
Сама лестница ведёт к входу в храм, где стоит 2-метровая статуя Будды, датируемая от IV до X веков нашей эры – предание называет её создателем Будду Манджушри.
Далее идём вдоль стен храма, украшенных резной скульптурой эпохи Шунгов (II-I века до нашей эры).
Внимание – обходим, как и положено, по часовой стрелке – то есть от входа идём налево. Уважаем чужие святыни.
К слову, если озабочены улучшением кармы, сделайте 7 кругов вокруг храма – считается как малая кора. 
Сзади храма, за оградой с надписями "Не шуметь", и растёт (почти) то самое дерево бодхи.
На две с половиной тысячи лет не тянет, верно? 
Дело в том, что оригинальное дерево срубил ещё Ашока до своего просветления (или его жена после), но отросток успели увезти на Шри-Ланку. 
То ли дочь Ашоки Сангамитта, то ли его сын – то ли его брат Махинда. Там оно прижилось и периодически уже от него возили отростки для возрождения снова загубленного природой или людьми оригинального дерева. 
Нынешнему – пятому по счёту – чуть более 100 лет.
Между деревом и храмом, на том самом месте, где сидел Будда, Ашока установил постамент из красного песчаника, именуемый Ваджрасана (Алмазный трон). 
Вокруг самого храма Махабодхи расположены ещё ряд священных мест – после своего просветления под деревом Будда провёл 7 недель в окрестностях, обдумывая открывшуюся ему истину, прежде чем нести её людям. 
Каждая из таких площадок украшена своими деревьями, храмиками и прочими культовыми вещами.
Храмики тоже старинные и с резной скульптурой.
Самая почитаемая – Анимешлочаначайтья (Храм Немигающего Взора), где Будда провёл вторую неделю, глядя на дерево бодхи. Находится справа от главного входа.
От самого дерева бодхи можно поднятся к площадке Раджаятани, где Будда провёл последнюю, 7-ю неделю, и где поделился истиной с первыми людьми - парой бирманских купцов.
Помимо вида на храм Махабодхи сзади –
Здесь есть и своё дерево, под которым Будда и медитировал.
Кстати, о паломниках. Несмотря на заметную долю неиндусов, прежде всего восточноазиатов, индусы всё-таки составляют большинство, видимо поклоняются Будде как аватаре Вишну.
Хотя, я был и в несезон - зимой тут собирается множество буддистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий